Обычный ребёнок, если он не талант и не трудяга, никогда не будет техничным, если с самого начала станет учиться играть только по нотам. Это невозможно ни практически, ни даже теоретически. Почему?
Ответ до предела прост. При таком подходе дети не смогут с первого класса играть то, что будет развивать их технику . Не смогут, потому что не способны в младших классах разобрать по нотам такой уровень сложности пьес, который необходим, чтобы дать пищу технике.
Но в то же время разобрать даже без нот, с показа, обычные пьесы повышенного уровня технической сложности тоже трудно.
Выход настолько прост, что когда я его обнаружила, то буквально не могла успокоиться - настолько это было важным открытием, способным внести революционное улучшение в воспитании младшеклассников. Нужен такой материал, который с одной стороны было бы легко понять, легко разобрать без нот, но с другой - он должен быть достаточно сложным для техники, чтобы она могла нормально развиваться.
Обдумывая эту идею, я постепенно пришла к созданию пьес-упражнений. Они и явились простой и здоровой пищей для технического роста! Их очень легко разобрать без нот, чтобы не спотыкаться о навык. который пока ещё слаб. Но их совсем не легко исполнить, так как они в техническом отношении имеют хороший, "питательный" уровень сложности, а поэтому технику хорошо развивают.
Быть может, вы думаете, что опасно играть часть программы без нот. Но нет, наоборот! Опасно, когда всё, что ученик играет, разбирается только по нотам, абсолютно всё. Таким образом вы держите технику ученика на голодном пайке. Именно в этом причина такого до боли медленного, я бы даже сказала, заторможенного технического развития у большинства младшеклассников.
Логика очень простая - если ученик не может играть тот уровень технической сложности, который для техники нужен, то техника не развивается. А он, ученик, в младших классах этого не может только потому, что не может пока такой уровень сложности разбирать по нотам. То есть он мог бы, если бы ему позволили разбирать часть программы без нот. Так позвольте ему это - и проблема решится! Не блокируйте технический рост стопроцентной обязательностью нотного разбора всей программы.
Мне часто пишут, что результат применения пьес-упражнений напоминает чудо. Но если всё проанализировать, то становится ясно - дело не в чуде, а в логике. Логика этого принципа очевидна, поэтому он просто обязательно должен работать. И да, он работает!
P.S. В данной методике используются специальные учебники чтения нот, где и нотные тренировки идут очень серьёзные. Но они ведутся отдельно от пьес-упражнений. Так что всё сбалансировано, и можно смело позволять себе обширную работу по безнотному разбору пьес-упражнений, не опасаясь нотной безграмотности.